Почему счастье не должно становиться смыслом жизни
Mar 19, 2024Состояние счастья у каждого человека неизменно ассоциируется с чем-то положительным. Поэтому каждый может легко попасть в ловушку тотального стремления к этому приятному ощущению, но не каждый понимает скрытые в этом опасности. В этой статье мы рассмотрим побочные эффекты чрезмерного стремления к положительным эмоциям и ответим на вопрос: «Почему счастье не должно становиться смыслом жизни?»
Что же это такое — счастье?
Начнем сразу с главного вопроса — что такое счастье? Вопрос звучит просто, до того момента, пока вы не попытаетесь на него ответить. А еще попробуйте послушать чей-то ответ, а лучше ответы нескольких людей… В глаза сразу же бросается размытость определения. Оказывается, что для каждого счастье свое, уникальное. Но так ли это на самом деле, и есть ли одно общее фундаментальное определение счастья?
Размышления о термине
Во-первых, я не сторонник того, что счастье — это эмоция. Счастье — это состояние, которое может содержать в себе достаточно большой спектр положительных эмоций, таких как удовлетворенность, радость, любовь, теплота, симпатия, безмятежность, восторг, доверие, благодарность, принятие и т.д.
Во-вторых, счастье не содержит в себе ВЕСЬ спектр положительных эмоций, но большую его часть. Под определение счастья, на мой взгляд, не подпадают следующие эмоции: интерес, предвкушение, мотивация, желание и т.д. Здесь все достаточно просто, перечисленные эмоции относятся к работе дофаминовой системы. А дофамин имеет одно ярко выраженное свойство — дофамин, это всегда про будущее (возможность) и никогда про настоящее. А вот эмоции, которые мы перечислили в первом случае (любовь, благодарность и т.д.), как раз связаны с работой гормонов группы «ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС» (Here&Now или H&N Hormones). Эти гормоны: серотонин, эндорфины и окситоцин. Вот они-то как раз про настоящий момент времени.
Причем гормоны системы H&N не работают одновременно с дофаминовой системой. То есть, при активации дофамина, подавляется серотониновая система, и наоборот. Именно поэтому предвкушение счастья — это далеко не само счастье. Более того, любое предвкушение, на самом деле, чисто технически, лишает нас состояния счастья. Подробнее можете прочитать об этом в книге «The Molecule of More» Даниеля З. Либермана.
Гормоны счастья
Теперь немного о гормонах. (Чтобы не усложнять материал, договоримся называть гормоны и нейромедиаторы одним словом «гормоны»…)
ЯВЛЯЮТСЯ гормонами счастья:
- Эндорфины — являются «естественным обезболивающим», помогают справиться с болью и стрессом, принося ощущение эйфории. Помните приятное чувство во время пробежки, силовой тренировки, либо тяжелого, но продуктивного дня? Это эндорфины.
- Окситоцин — «гормон комфорта и доверия», усиливает чувство привязанности, доверия и сплоченности с другими людьми. Это то, что вы ощущаете в объятиях любимого человека и тиская своего кота.
- Серотонин — чувство благополучия и стабильности. То ощущение, когда жизнь прекрасна сама по себе. Низкий уровень серотонина связан с депрессией и тревожностью.
НЕ являются гормонами счастья:
- Дофамин — часто называют «гормоном удовольствия», но я бы его назвал «гормоном предвкушения». Да, дофамин про удовольствие, но точнее будет сказать, про ощущение удовольствия от того, что будущее возможно несет в себе награду. Слово «возможно» подчеркнуто не просто так. Дофаминовая система требует вариативности и определенной доли непредсказуемости для максимальной активации. Как только все известно точно, интерес, т.е. дофаминовое удовольствие, сразу же пропадает.
- Тестостерон — уверенность в себе, энергия и мотивация. Тестостерон не про счастье только потому, что он не работает отдельно от дофаминовой системы.
Делаем главный вывод этого блока: Дофамин не имеет отношения к счастью. Предвкушение и интерес — это не счастье, а то, что нас лишает этого целевого состояния. Поэтому влюбленность (дофамин) и любовь (окситоцин) — это совсем не одно и то же.
Что не так со стремлением к счастью?
«В погоне за счастьем»
Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к счастью. Но! Слово «стремиться» здесь подчеркнуто не просто так. Стремление — это про активацию дофаминовой системы. А мы теперь знаем, что по определению, в таком случае о счастье не может быть и речи. То есть, пока мы к нему стремимся, оно тем временем утекает сквозь наши пальцы. Видимо, восточные мудрецы не просто так рекомендуют нам ценить именно настоящий момент.
Но самый большой подвох заключается в том, что стремление и предвкушение счастья уже само по себе является удовольствием, и есть риск подсесть на это приятное ощущение. Проблема только в том, что это удовольствие «виртуальное». Напоминаю, что эти приятные ощущения, вызванные дофамином, не про настоящее, а про возможную награду, скрытую в будущем. То есть, дофаминовое удовольствие существует для того, чтобы сдвинуть нас с места.
Доказательством этого является еще и то, что дофамин является предшественником нейромедиатора норадреналина. Иными словами, любое предвкушение, интерес и ощущение мотивации дает нам реальную энергию для действий.
Но часто человеку достаточно одних приятных ощущений, без воплощения их в какие-либо действия. Это обычно выражается в поиске источников мотивации, построении грандиозных планов, но при этом избегании каких-либо действий по их реализации. Почему, спросите вы? Потому что реальные действия чаще всего ломают любые ожидания. Что, конечно, лишает дофаминового удовольствия.
Поэтому некоторые из нас предпочитают жить в иллюзии завтрашнего счастья, что способствует отвлечению от жизни мирской, неизбежно снижает продуктивность и часто несет в себе разочарование в моменты, когда то самое долгожданное будущее наступает. Помните фразу «ожидания/реальность»?
В какой-то мере описанный выше эффект является источником прокрастинации.
В философии стоицизма, например, фокус на счастье обязательно сулит разочарованием…
Этому есть название
Есть несколько терминов, которые описывают постоянное стремление к счастью — это гедонизм и утилитаризм.
Гедонизм — философское учение, согласно которому удовольствие является единственной терминальной ценностью, т.е. главной целью жизни. Все остальное — это только инструменты достижения.
Проблемы гедонизма:
- Гедонистический парадокс: Удовольствие нельзя достичь напрямую. Поиск сиюминутных удовольствий может навредить достижению счастья в долгосрочной перспективе. Это когда, вместо построения долгосрочных отношений, вы стремитесь удовлетворить свои сексуальные желания…
- Гедонистическая беговая дорожка: Она же гедонистическая адаптация. То есть, ко всему положительному мы очень быстро привыкаем. И то, что нас вчера удовлетворяло, сегодня будет недостаточно. Кстати, мы привыкаем к удовольствию быстрее, чем к боли. Негативные эмоции и потери ранят всегда, как в первый раз…
- Эгоизм и эгоцентризм: Думаю, пояснение не требуется, но мы чуть ниже коснемся этого момента. (Фокус на себе любимом…)
Утилитаризм — это практический гедонизм, но учитывающий интересы других людей в отличие от эгоистичного гедонизма.
Основная проблема утилитаризма — это эгоцентризм — «детское мышление», неспособность к координированию различных точек зрения. Но утилитаризм старается прикрыть свое эгоистичное стремление к удовольствию следующим заявлением:
«Наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей».
Просто отлично! Но этот мир полон ситуаций, где подобные стремления просто неуместны. И часто, действительно правильные поступки подразумевают серьезный дискомфорт для окружающих. (Tough Love)
А еще утилитаризм скептически относится к понятиям долга, достоинства и т.д.
Убийца продуктивности
Счастье убивает продуктивность… Возвращаемся к работе серотониновой системы. Высокий уровень серотонина может привести к проблемам с мотивацией. Например, в том случае, когда жизнь прекрасна (по крайней мере, по вашим субъективным ощущениям), и ваше ЧСВ взлетает до небес, вы рискуете впасть в некую апатию. Когда делать ничего не хочется, потому что все и так прекрасно.
Например, большинство трудолюбивых людей, не имея возможности быть продуктивными, испытывают чувство вины и даже повышение тревожности. Но ведь есть и те, кто могут при полном отсутствии каких-либо результатов в жизни чувствовать себя просто отлично… Стоит ли им завидовать или нет — вопрос сильно спорный.
О необходимости стресса
Я уже упоминал ранее об эндорфинах и о том, что они выделяются во время серьезной физической нагрузки. Так вот, эта нагрузка представляет собой стресс. Но наличие стресса в жизни чаще всего не ассоциируется с состоянием счастья. Стремление к счастью для большинства людей больше похоже на желание залезть в перманентную зону комфорта. Что здесь не так?
Во-первых, это невозможно. Вечных зон комфорта не бывает. Стресс неизбежен, что является великим разочарованием для наивных.
Во-вторых, долгое прибывание в зоне комфорта несет в себе другие серьезные проблемы: например, деградацию и экзистенциальный вакуум.
В-третьих, нет стресса — нет позитивных эмоций. Это про эндорфины, дофамин и норадреналин.
Фокус на себе любимом
Погоня за счастьем подразумевает фокус на своем благополучии. Это еще одна, причем для некоторых людей, основная проблема. В этом состоянии мы вроде бы как нацелены на позитивные ощущения, но опять же, технически, обречены испытывать весь спектр эмоций и особенно предрасположены к тревожным состояниям. А счастье у тревожных людей долго не задерживается. По крайней мере, по той причине, что тревожный человек успешно подавляет состояние счастья своей тревогой о том, что счастье это скоро закончится.
Повышение тревожности несет в себе негативные последствия не только для субъективного восприятия качества жизни, но и объективное снижение продуктивности.
А знаете, что действительно делает нас счастливыми? Фокус на других, самоотдача.
Что в итоге?
Классика жанра: человек стремится к счастью, избегает стресса и проблем… Но жизнь — это далеко не шоколадная фабрика Вилли Вонка. Жизнь — это сложная, часто жестокая штука. Буддисты по объективным причинам утверждают, что жизнь — это страдания. Несмотря на все прелести этих прекрасных мгновений: любовь, дети, шоколад и котики, нам всем придется столкнуться с мощнейшими испытаниями судьбы, главное из которых — конечность самой жизни. Исходя из неизбежности подобных американских горок, лучшим решением в нашем с вами жизненном пути всегда будет являться продуктивность и принятие ответственности. И только в этом случае счастье станет гарантированным побочным эффектом.
Причем стремление к счастью я полностью не исключаю. Нам точно необходим оплот стабильности в хаосе будущего: что-то светлое, позитивное видение, к которому хочется и стоит стремиться. Но еще лучшей идеей будет, если этот островок будущего счастья окажется не эгоистичным уголком одиночества, а будет включать других людей, вашу семью, дружбу, любовь и котиков.
Счастья вам,
Виталий Бужан
ПОЛЕЗНАЯ СТАТЬЯ?
Получайте персональные уведомления о выходе новых статей и другого полезного контента.
Мы не шлем спам! Сами этого не любим😉